Здоровый образ жизни

 

Осторожно: клещи! Как обезопасить ребенка летом?

Вот и настали долгожданные теплые деньки – время, когда детям хочется, забыв все ученические обязанности, пробежаться босиком по молодой травке и полежать в тени дубов. Однако не стоит расслабляться, отпуская с такой затеей ребенка, уверены белорусские эпидемиологи: с наступлением жары активизировались и клещи

С наступлением жары возникла проблема – появление клещей. Эти вредители распространяют серьезные вирусные заболевания, в частности, энцефалит и боррелиоз, и большая активность этих насекомых приходится на май-июнь, а также конец августа-сентябрь. Но при этом специалисты и их опыт утверждают, что расслабляться не нужно и в ноябре.

Что такое клещевой энцефалит?

Клещевой энцефалит – серьезное заболевание, поражающее головной и спинной мозг. Часто заболевание вызывает различные осложнения, иногда – смерть. Заболевшим назначается лечение противовирусными препаратами и обычно кладут в больницу.

В результате проводимых исследований выяснилось, что белорусские клещи содержат большое количество возбудителей различных инфекций. По словам специалистов, в Беларуси клещи вызывают лёгкую форму заболеваний. Причем и клещевой боррелиоз, и клещевой энцефалит лечатся достаточно успешно, главное – не тянуть и обратиться к врачу вовремя. Неизвестно, заражен клещ или нет – внешне определить это невозможно.

Где водятся клещи?

 Распространены мифы, что клеща можно «словить» только в дремучем лесу или что они живут, например, на березах. Это далеко не так, клещи живут как на деревьях, так и в траве, а найти опасное насекомое можно и в городе. Хотя в лесу подобрать его шанс наверняка больше.

Вопреки всем предрассудкам, клещи не падают на голову с деревьев, а поджидают жертв в траве и на кустах. Как только живое существо подходит ближе, он вцепляется в кожу или одежду.
 

Клещ всегда черного цвета с красным брюшком, поэтому рекомендуется носить одежду светлых тонов, чтобы сразу заметить его. Обычно он ползёт снизу — примерно от уровня колена. Поэтому, если проводить обработку репеллентами, специальными веществами, то в первую очередь нужно обрабатывать штанины. Штаны нужно заправлять в сапоги кроссовки или носки, а рубашку желательно выбирать с длинным рукавом и манжетами. Не будут лишними головные уборы и воротники.

Больше всего клещей следует опасаться в смешанных лесах, где есть сухой травостой или подлесок.

Что делать, если нашли клеща?

 Даже если вы подобрали сего «попутчика» в лесу, укусить он может далеко не сразу, прицепившись к одежде, пока вы не вернетесь домой. Поэтому советуется после прогулки на природе тщательно осматривать себя и близких, а верхнюю одежду, по возможности, вытряхивать на улице. Пойманного насекомого на всякий случай стоит сжечь.

Что делать, если укусил клещ? Первичную консультацию вы всегда можете получить по горячей линии скорой 103. Для удаления клеща скорее всего вас направят в районную санэпидемслужбы или районный травмпункт.

Но если до ближайшего пункта оказания помощи далеко или всё произошло ночью, нужно удалить клеща самостоятельно. Запомните: чем быстрее вы это сделаете, тем меньше риск переноса инфекции в организм.

Удаление клеща удобно делать изогнутым пинцетом, хирургическим зажимом, либо в принципе любым другим пинцетом. Насекомое нужно постараться захватить как можно ближе к хоботку и осторожно подтягивать, вращая вокруг своей оси. Обычно при таких действиях клещ быстро достается, не оставляя в ранке своих частей – это важно, чтобы избежать нагноения. По этой же причине нельзя, удаляя, резко дергать его. Также не следует сжимать тельце насекомого – в этом случае риск попадания инфекции в кровь увеличивается.
 

Также клеща можно вытащить ниткой – сделайте петлю, накиньте как можно ближе к коже и к хоботку клеща, завяжите и, медленно раскачивая за ниточки и подтягивая вверх, достаньте насекомое. Здесь также не следует делать резких движений.

Если все же вас толкнули, и клещ разорвался, частично оставшись в ранке - что делать? Эту часть тоже обязательно нужно достать. Обработайте место укуса спиртом, накалите на огне иголку и тоже проспиртуйте. Затем очень осторожно удалите головку с помощью иголки. Представьте, что это заноза, и доставайте так же.

Что потом?

Отловив клеща, посадите его в небольшую баночку и сдайте в лабораторию на анализ. Даже если жажда мести сильна, постарайтесь не убивать пойманное насекомое, ведь, исследовав живое насекомое, вам скажут, заражено ли оно. Но лаборатория берёт на анализ и сухих клещей.  Результаты лабораторных исследования сообщаются инфекционисту по месту жительства пострадавшего. И если это необходимо, врач назначит соответствующее лечение.

Пострадавшему следует обязательно обратиться к врачу - инфекционисту, терапевту или педиатру. Укушенному нужно будет сдать анализ крови, однако не сразу – на первых порах анализы все равно ничего не покажут. Как показывает практика, исследовать кровь на клещевой энцефалит и боррелиоз с помощью ПЦР результативно спустя 10 дней. Через две недели после укуса клеща можно сдать анализ на антитела к вирусу клещевого энцефалита, а на антитела к клещевому боррелиозу – только спустя месяц.

Как защитить себя и ребенка от клещевого энцефалита

Особенно актуален сегодня этот вопрос для тех, кто в ближайшее время уже запланировал летнюю поездку с детьми в страну, где водятся клещи, или просто за город. Существует только два эффективных способа защиты детей и взрослых от укусов клеща:

1. правильно одеваться, обрабатывать одежду репеллентами и не гулять в траве и под деревьями. После прогулки на природе или вблизи растений внимательно осматривать тело и одежду ребенка. Если вы нашли клеща на одежде, его нужно сжечь.

2. сделать вакцину от клещевого энцефалита – это, по утверждениям специалистов, самая лучшая профилактика. Обязательно следует сделать ее, отправляясь в лесные области Беларуси или в Россию, клещи в которой известны и переносчиком более тяжелой формы заболеваний. В любом случае, проконсультироваться о вакцине вам следует со специалистом, он же поможет понять, стоит ли вам ее делать. Помните: полную вакцинацию следует провести не позднее, чем за 2 недели до посещения сомнительного места.

Даже наличие возбудителя в клеще вовсе не означает, что укушенный человек заболеет энцефалитом или боррелиозом. Но и не стоит расслабляться, а соблюдать простые правила. Поэтому, собираясь на природу, обрабатывайте одежду специальными средствами, а после каждой прогулки в городских парках тщательно осматривайте ребенка и себя.

Здоровья вам и вашей семье!

 

Здоровый образ жизни формируется в семье

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее - их физическое состояние или обучение  (то обучение, какое мы имеем сейчас)»

Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

А что происходит в нашей школе сегодня? Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в первый раз в первый класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого из них (это 250 тысяч) врачи фиксируют отклонения в работе сердечно-сосудистой системы. За последние 10 лет число умственно отсталых детей увеличилось в 20 раз.

Здоровье детей катастрофически падает. Можно было бы переадресовать эту проблему врачам, родителям, учителям. Но здоровье не ждет. Медицина, по данным Всемирной организации здравоохранения, не может изменить здоровье населения, влияя на него не более, чем на 10%. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может семья.

Воспитатели следят за осанкой, проводят физкультминутки, дают информации о здоровье. Но этого всего очень мало. Здоровый образ жизни формируется в семье. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: «В здоровом теле – здоровый дух»

Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребенок значительную часть проводит дома, в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. «Дети – зеркало души» - говорят в народе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни – это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.

Одно из важных – создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи. Конечно, это совершенно исключено в тех семьях, где часты скандалы, кто-то из родителей злоупотребляет спиртными напитками, где царит культ насилия и грубости.

Второе условие – тесная, искренняя дружба детей и родителей, их стремление постоянно быть вместе, общаться, советоваться. Общение – великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность  к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Третье условие – повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи. Сейчас нет недостатка в спецлитературе, помогающей людям сохранить здоровье, где расписаны спецкомплексы и даются рекомендации. Однако не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, пробежка вокруг дома, совместные прогулки, проветривание помещений и соблюдение правил личной гигиены.

Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд – один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни.

Здоровый образ жизни немыслим без создания нормальной экологической среды в доме. Обстановка, к которой привыкает ребенок, воспроизводится в дальнейшем в его семье. Грязь, несвежий воздух, непродуманный интерьер – это, к сожалению, достаточно широко распространенные явления. Между тем в доме необходимо создать и поддержать среду, удовлетворяющую требованиям экологичности и эстетики. Вместе с детьми можно обсудить наиболее целесообразный вариант расположения мебели, навести порядок, сделать уборку, проветривать комнаты, недаром говорят: «Чистота – залог здоровья». Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела ждет детей вне дома. Непосредственный контакт с природой облагораживает человека, формирует позитивное отношение к природе. Поле деятельности здесь необозримо: совместная посадка кустарников, деревьев, уход за ними; изготовление кормушек и зимняя подкормка птиц, уход за домашними животными. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление придти на помощь, гордость за добрый поступок.

Особую значимость имеют прогулки детей и родителей на речку, в лес, в поле. Хорошо, когда пешеходные прогулки чередуются с велосипедными, зимой – лыжными. Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представление детей о своем крае. Однако не следует забывать о том, что наряду с оздоровительными прогулки выполняют и познавательные функции. Как показали наши исследования, самыми яркими впечатлениями младших школьников являются именно прогулки с родителями на природу.

Когда взрослые, взяв детей за руки, идут, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, они показывают примеры бережного отношения к природе и тем самым вызывают в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему миру.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем – залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

 

 

КАРИЕС

Кариес – это болезнь, которая имеет свои причины, а следовательно есть и способы профилактики. И это важный момент, о котором должны знать все родители.

Стоматологи утверждают, что в последние годы кариес значительно «помолодел». Детские зубки начинают портиться только прорезавшись. И часто в этом виновны родители, которые не следят за состоянием зубов своих детей и не учат за ними ухаживать.

Вообще состояние здоровья детских зубов зависит от матери, так как молочные зубы формируются еще в утробе. Именно во время беременности происходит отложение минеральных солей (кальций, фосфор и т.д.), которые станут частью твердых тканей зуба. Поэтому негативные нарушения во время беременности влияют и на зубы будущего ребенка. А правильное питание матери – основа основ.

Однако после рождения ребенок начинает принимать другую пищу. Поэтому есть шансы либо улучшить ситуацию с формирующимися зубами, либо ее ухудшить. Зубы нуждаются в кальции, который содержится в молочных продуктах, поэтому они должны присутствовать в рационе малыша каждый день. И нужно помнить, что кальций лучше усваивается с витамином Д, а вырабатывается он под воздействием солнечных лучей, поэтому нужно как можно дольше гулять в солнечную погоду с малышом.

А вот сладкое - злейший враг зубов и лучший друг кариеса. Углеводы во рту вступают в реакцию с микробами. Микробы их расщепляют, выделяются при этом кислоты, которые разрушают эмаль и возникает кариес. Кроме того, сладкая пища надолго остается в области боковых зубов.

Гигиена полости рта – это самый верный способ предотвратить кариес. Так когда же начинать чистить зубки малыша? Многие стоматологи утверждают, что еще до их появления. Сейчас существуют приспособления не только для чистки зубов, но и для гигиены и массажа десен. Как только у ребенка появится первый зуб, родители должны начать за ним ухаживать.

Еще и в два года дети, как правило, еще не умеют самостоятельно чистить зубы и полоскать рот. Родители должны в этом помогать, а так же быть готовыми к тому, что и позже придется напоминать детям почистить зубы утром (после завтраки) и вечером (после ужина). А так же приучите малыша после еды полоскать рот или есть яблоко (но не жевать резинку).

Серьезно отнеситесь к выбору зубной щетки и пасты (щетинка должна быть мягкой, а окраска привлекательной). Зубная паста должна способствовать минеральному созреванию эмали, а вкус – нравиться ребенку, чтобы эмоции были приятными.

Важный момент – правильная чистка зубов и контроль тщательности чистки. Чистить зубы «вверх-вниз» или «назад-вперед» не правильно. Щетку нужно повернуть так, чтоб она находилась под углом 45<sup>о</sup> по отношению к области, где соединяются зубы и десны. А потом «выметать» налет щетинками, производя движения от десны к зубу (сначала зубы верхней, а затем нижней челюсти). С внутренней поверхности зубов налет так же нужно «выметать». При необходимости доделайте работу за малыша.

Часто родители заблуждаются, когда думают – зачем ухаживать за молочными зубами, если они все равно выпадут. Но молочные зубы одновременно не выпадают и долгое время во рту соседствуют и здоровые постоянные и кариозные молочные зубы, а кариес имеет свойство распространяться.

В норму должны войти и визиты к стоматологу 2 раза в год. И даже самые маленькие точечки на зубах, которые не удается вычистить щеткой, должен незамедлительно осмотреть врач.

Берегите улыбки ваших карапузов!

 

 

 

Гигиена зрения

   Зрение  для  человека  представляет  величайшую  ценность,  и знать  о  том, как  сохранить  его  или  улучшить  его,  должен каждый. Глаза - важнейший орган восприятия  окружающего  мира. 

   Глаза - орган зрения. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

   рение помогает различать цвет предметов, их размер, форму, узнавать, далеко они или близко, движутся или неподвижны...

   И для сохранения зрения необходимо соблюдать простейшие правила:

   При любой зрительной работе отдыхайте через 45-50 минут.

  Это правило вам уже отлично знакомо, но для пущего запоминания не устану повторять его и впредь. Возвращайте себя к этой доброй школьной привычнее: устраивайте себе перемены через каждые 45 минут зрительной работы. И не важно, читаете ли вы лежа, в транспорте, при тусклом освещении или мелкий шрифт. Как бы вы ни были увлечены, передохните хоть 5 минут любым способом.

  Встаньте, пройдитесь, проделайте простые упражнения или просто прикройте глаза созерцая картины своих воспоминаний. Не жалейте на это времени и поверьте: отдохнув таким образом несколько минут, вы обострите свое зрение и снимете напряжение с глаз. А значит, гораздо легче будете воспринимать и запоминать прочитанное, значительно меньше устанете к концу рабочего дня или к окончанию зрительной работы.

   Итак, отдых и несколько простых навыков ухода - вот и все, что, собственно, нужно нашим глазам. И конечно, освобождение от очков и ложных стереотипов.

Правила работы с компьютером:

1. Рабочее место должно быть автономным, т.е. не подключать к розетке компьютера другие приборы.

2. Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно сзади излучение выше, чем от экрана.

3. На монитор не должны падать прямые солнечные лучи. Работа с компьютером не должна превышать 2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на отдых.

4. Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см.

5. В помещении с компьютерной техникой ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Гимнастика для глаз

1. Не поворачивая головы переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.

2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.

3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.

Береги зрение

  • Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
  • Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были  на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
  • Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.
  • При письме свет должен падать слева.
  • Не читай лежа, в транспорте.
  • Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: никогда не три глаза руками. Так можно занести в них соринку и опасных микробов.
  • Пользуйся чистым носовым платком, смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.
  • Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор.
  • Не стесняйся носить очки.

 

 

 

Рациональное и правильное питание продлевает жизнь!

Для здоровья человека XXI века сама пища должна быть здоровой, а человек – культурным в выборе питания.

Зачем правильно питаться?

  • Для активного долголетия.
  • Для лучшей сопротивляемости вредным факторам внешней среды.
  • Для высокой физической работоспособности организма.

Три основных принципа рационального питания:

1. Равновесие между энергией, поступающей с пищей, и энергией, расходуемой в процессе жизнедеятельности.

2. Удовлетворение потребности организма в определенном количественном, качественном составе и соотношении пищевых веществ.

3. Соблюдение режима питания. Рациональным является 4-разовый прием пищи: первый завтрак – 25% суточного рациона, второй завтрак – сравнительно легкий (15%), обед довольно сытный (50%), ужин – легкий, не обременяющий желудок (10%).

Питание должно быть регулярным, разнообразным, полноценным и сбалансированным по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы).

Как выглядит пирамида здорового питания?

Если в среднем калорийность пищи составляет 2 – 2,2 тысячи килокалорий, то оптимальный рацион (по пирамиде) выглядит примерно так: основой пирамиды до 40% объема пищи являются всевозможные крупы (предпочтительно гречка, геркулес, рис), хлеб грубого помола, макароны, картофель.

Выше над основанием пирамиды, до 35% объема, занимают овощи и фрукты.

Далее располагается белковая группа продуктов, на долю которой приходится до 20% объема: молоко, сыр, кефир, йогурт, курица, рыба, мясо, яйца, соевые продукты и т.д.

Вершину пирамиды, до 5%, занимают все виды жиров и сахар (в т.ч. пирожные, кондитерские изделия, мороженое и т.д.).

Любые перекосы в питании ведут к нарушению здоровья.

Болезнь нынешней цивилизации – избыточное потребление животных жиров и рафинированных углеводов, недостаточное потребление фруктов и овощей, что чревато серьезными последствиями, как и недоедание, ослабляющее организм. К сожалению, только 10% населения нашей страны питаются правильно и приучены к этому с детства. Больше всего белорусы едят сегодня кондитерские изделия, сахар, картофель, хлеб. Хлеб кушать надо, но предпочтение отдавать изделиям из муки грубого помола. Если белорус съедает в месяц 1 кг свинины, то говядины — всего лишь 100 граммов. Очень мало потребляет рыбы, фруктов и овощей.

Если вы питаетесь три раза в день, то разделите один из приемов на два раза, потому что правильнее питаться не менее четырех раз. Это позволит разгрузить работу органов пищеварения и снизить чувство голода – спутника долгих перерывов в еде. Если не завтракаете – научитесь этому.

«Завтрак съешь сам» – эта народная мудрость пережила столетия. Работоспособность наиболее высока в первой половине дня, и пища дает необходимый заряд энергии для поддержания работоспособности на высоком уровне.

Не ешьте на ночь!

Этим обеспечите более спокойный  и полноценный сон. Кроме того, вы сполна насладитесь самым важным приемом пищи – завтраком!

Очень важно в перерывах между основными приемами пищи, особенно длительных, перекусывать (например, яблоко, орешки), чтобы желудок не занимался самоперевариванием и у вас не развивался «волчий аппетит», особенно к вечеру.

Научитесь кушать медленнотщательно пережевывая пищу – это поможет Вам съесть меньше, но насытиться больше, а главное – Вы значительно облегчите работу органов пищеварения по усвоению пищи. Ведь «человека питает не то, что он ест, а то, что усваивается им».

Не пейте воду во время еды!

Она разбавит желудочный сок и замедлит процесс пищеварения. Правильнее пить воду перед едой, она «разбудит» желудок и заставит его активнее переваривать пищу. Ежедневно нужно выпивать до двух литров воды, ведь человек на 60 процентов состоит из воды, которая постоянно расходуется на обеспечение всех жизненно важных процессов в организме.

Сократите употребление соли!

В обычных продуктах питания соли вполне достаточно для поддержания жизнедеятельности организма. Досаливание приводит к повышенной жажде, задержке излишней воды тканями организма и повышению артериального давления и отложению солей.

Употребляйте больше фруктов и овощей! Они не только поставщики «живых» витаминов и микроэлементов, но и источники сложных углеводов, которые предохранят от истощающего действия простых углеводов, содержащихся в сахаре и конфетах.

Кроме всего прочего, фрукты и овощи содержат клетчатку, способствующую лучшему опорожнению кишечника, избавлению от «зашлакованности» – постоянной спутницы малоподвижного образа жизни.

Если есть выбор, то отдайте предпочтение меду, а не сахару, потому что в меде много фруктозы, на усвоение которой не требуется инсулин, тем самым защитите себя от возможного развития сахарного диабета.

Как часто пьете кефир или другие кисломолочные продукты? Знаете ли вы, насколько они полезны? Знаете, но далеко не всё. Так вот они необходимы каждому человеку ежедневно, хотя бы один стакан, чтобы, во-первых, насытить витаминами группы В, которых там гораздо больше, чем в цельном молоке. Кстати, полезных микроорганизмов в них в тысячи раз больше! Во-вторых кисломолочные продукты способны потеснить и уничтожить гнилостную микрофлору «зашлакованного» кишечника. И, наконец, они тормозят преждевременное увядание организма, то есть продлевают молодость.

А какое место в вашем рационе занимают растительные жиры? Правильнее, если на их долю приходится не менее трети от общего количества жира. Не забывайте, что рафинированные растительные масла лишены многих полезных биологически активных веществ.

Чаще включайте в меню морскую рыбу и морепродукты – источники легкоусвояемых белков и жизненно необходимого йода.

Помните! Всегда есть выбор, как себя чувствовать, быть или не быть здоровым. Никто не сможет заставить вас правильно питаться. Вы сами принимаете решение. Ответственность за ваше здоровье лежит на вас самих.

 

Гигиена рук

Мытье рук – не просто привычка, это способ уберечься от многих инфекционных болезней.

В наше время трудно найти человека, который бы не знал, что нужно соблюдать правила гигиены: чистить зубы, поддерживать порядок там, где живешь и, конечно, мыть руки. Все это стало для нас привычным, и мы часто даже не задумываемся о том, что будет, если этого не делать. Но привычка мыть руки очень важна, она спасает нас от многих опасных болезней.

ЗАЧЕМ МЫТЬ РУКИ?

Обязательное мытье рук перед едой и после посещения туалета – не просто прихоть. Это необходимость, призванная защитить наш организм от множества болезнетворных микроорганизмов, которые скапливаются на руках.

Руки – наш главный инструмент, который мы постоянно применяем в быту. Мы беремся за самые разные предметы: дверные ручки, поручни, деньги, компьютерную мышь. А ведь все эти вещи совсем не стерильны, на них нашли пристанище тысячи болезнетворных микроорганизмов. Прикасаясь к этим загрязненным вещам, мы переносим часть микробов на руки.

КАКИЕ БОЛЕЗНИ МОЖНО «СЛОВИТЬ» ЧЕРЕЗ НЕМЫТЫЕ РУКИ?

Очень многие инфекционные заболевания можно подхватить через немытые руки. Среди них:

  • холера
  • брюшной тиф
  • гепатит А
  • дизентерия
  • грипп и другие ОРВИ
  • сальмонеллез

болезни, вызванные глистами

Возбудители этих и многих других болезней попадают на руки. Потом мы прикасаемся руками к лицу, берем немытыми руками пищу или «тащим» не мытые руки в рот, и тем самым открываем доступ инфекции в организм.

Конечно, при крепкой, оперативно работающей, иммунной системе подобные проникновения вражеских лазутчиков должны быть нейтрализованы. Но если иммунитет ослаблен, то мы рискуем «заполучить» одну из болезней грязных рук.

КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ

Кишечные инфекции очень часто попадают в организм через грязные руки. Их частота особенно возрастает летом, когда температура воздуха способствует активации болезнетворных микроорганизмов. Признаки кишечных инфекций – тошнота, рвота, понос.

Кишечные инфекции могут быть разными по агрессивности и способны приводить к опасным последствиям: обезвоживанию, резкому повышению температуры, и могут даже представлять угрозу жизни.

ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ИНФЕКЦИИ

В сезон простудных заболеваний частое мытье рук является одним из главных средств, чтобы не допустить болезнетворные микробы в организм. Этот метод действенен и для бактерий, и для вирусов. Регулярное мытье рук в несколько раз снижает вероятность заразиться ОРВИ. ОРВИ и известный нам всем представитель этого класса болезней грипп особенно опасны своими осложнениями, среди которых воспаление легких, отит, менингит.

ГЕПАТИТ А

Вирус гепатита А тоже можно подхватить через загрязненные руки. Способ передачи этого заболевания фекально-оральный. Т.е. немытые после туалета руки или загрязненная пища открывают доступ инфекции в организм. Затем с кровью вирус попадает в печень и разрушает ее клетки - гепатоциты. Это серьезное заболевание, которое нарушает работу печени и требует долгого лечения. Гепатит может протекать тяжело и привести к необратимым нарушениям в печени.

ГЛИСТЫ

Погладил животное, в котором живут глисты, а потом забыл помыть руки – это очень частый способ попадания глистов в организм человека. Самые распространенные глисты, которые попадают в нас таким путем: острицы и аскариды. Они способны доставить нам массу неприятностей в виде тошноты, слабости, головных болей. Личинки могут попасть в легкие, мышцы, глаза и осесть там. Может развиться непроходимость кишечника, появиться аллергия, а также возникнуть другие грозные проявления появления в организме «квартирантов».

От всех этих опасных болезней нас спасает простая процедура - мытье рук. Избежать болезней грязных рук можно с помощью применения универсального средства – мыла. Это дезинфицирующее средство удаляет до 99% осевших там вирусов и бактерий.

КОГДА МЫТЬ РУКИ?

  • Мойте руки после посещения туалета.
  • Обязательно мойте руки перед едой
  • Мойте руки, придя домой
  • Мойте руки по пришествии на работу
  •  

ТЕХНОЛОГИЯ МЫТЬЯ РУК

Не стоит мыть руки некачественно, для галочки, ведь такое мытье может не принести нужного эффекта и на руках останется слишком много микробов. По технологии нужно несколько раз тщательно намылить руки мылом, а затем смыть его под проточной теплой водой. Только так мы сможем удалить с рук болезнетворные микроорганизмы.

Мытье рук обладает не только «дезинфицирующим действием», но и помогает с точки зрения психологии. Ученые выяснили, что мытье рук помогает избавиться от неприятных воспоминаний и может снять напряжение после принятия серьезного решения. Этим открытием можно пользоваться, чтобы снять усталость и немного расслабиться. Правда увлекать таким «психологическим» мытьем рук наверно все-таки не стоит, иначе есть риск превратиться в параноика, которому будет необходимо «для успокоения» мыть руки каждый час.

Мойте руки по мере необходимости, это поможет избежать целого ряда неприятностей и сохранить здоровье!

 

 

 

 

        

ОТДЫХ

НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ

1 . Правильно подбираем время для прогулок – это значит, что малыш не голодный и совсем не хочет спать.  Лучше всего организовать прогулку перед обеденным сном, так он и аппетит нагуляет и набегавшись крепче уснет. Особенно хороши прогулки если ребенок отказывается есть продолжительный промежуток времени, и вместо того чтобы наседать на него с упреками, погуляйте на свежем воздухе, придя дамой он наверняка сам попросит кушать. Не помогают наладить аппетит прогулки один раз в день, увеличьте до двух, с утра и после обеда. В прохладную погоду воздух более насыщен кислородом чем в жаркие летние дни, поэтому не обязательно гулять по 4-6 часов в сутки, вполне достаточно одного, двух часов.

 2. Так же важно правильно одеть ребенка. Если это новорожденный или грудной ребенок то одевать его следует как себя + на один слой больше, потому что он находится либо вообще без движений, либо движения у него незначительные. Этим слоем может стать добавочный шерстяной костюм или одеяло. А вот бегающего, активного ребенка не стоит сильно кутать, чтобы он не вспотел. Одевать таких детишек следует так же как и себя. Если вы чувствуете себя в одежде тепло и комфортно, значит и ребенку тепло. Чаще всего на прогулке с трех – четырех летними детьми, получается такая картина – мама стоит без движений, а ребенок носится что есть мочи. И кого из гуляющих одевать на один слой больше? Да, да, лучше маму.  Если на улице много луж, лучше ребенку одеть резиновые сапоги, потому что они так и наравят прыгнуть в лужу. А чтобы ручки оставались теплыми оденьте перчатки. Кстати, достаточные прогулки на свежем воздухе, это своего рода закаливание ребенка и вырабатывание у него более стойкого иммунитета.

3. Оптимальное место для прогулок  в любое времена года – это парки, скверы, набережные. Если по близости нет природных мест, подойдут и огороженные игровые площадки. В крайнем случае за неимением свободного времени с новорожденным или грудным ребенком можно погулять и на балконе.

4. Развлечение на   прогулке могут быть самыми разными от простых догонялок (подойдет в погоду без луж), пряток или обсыпаний осенними листьями до интересных сюжетных сценариев, например поиграть в сказочный лес, где есть болото (очерченный кусок земли), и это болото нужно перейти по специальной тропинке (насыпанным листьям в виде дорожки). Или побегать с детьми змейкой – взявшись за руки огибать деревья. Здесь главное не размыкать рук. Из опавших листьев можно выложить буквы, цифры, смешные рожицы. Гуляя в парке можно насобирать интересных листочков, желудей, шишек и ягодок. Дома их засушить и делать осенние аппликации, поделки.

   И пусть ваши  прогулки с детьми будут интересными и полезными.

 

              

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;

2. Соблюдайте режим дня;

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;

4. Любите своего ребенка - он ваш, уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути;

5. Обнимать ребенка следует не менее 4 раз, а лучше - 8 раз;

6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;

7. Личный пример по здоровому образу жизни - лучше хорошей морали;

8. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду;

9. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;

10. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.

 

Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей

Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.

ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.

Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.

Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.

Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.

Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.

В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров,  музыкантов, спортсменов.

 

 

Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни

Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.

Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.

Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.

Сегодня много говорят о здоровом образе жизни, в том числе и детей, а что же конкретно относится к понятию здоровый образ жизни?

Прежде всего,  самым главным разделом является:

-    режим дня (когда соответственно возрасту ребенка, а также индивидуальным особенностям идет смена режима активности и отдыха)

-         режим рационального питания.

-         закаливание

И кому же, как не вам, дорогие родители, заниматься закаливанием со своими детьми. Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными  холодовыми раздражителями. Когда - то наши предки намного были закаленнее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать и мачехи,  подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий  массаж. В мокроступах можно было смело идти по любому болоту - насморк и простуда не возникали. А для профилактики переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные морозы совершал прогулки босиком. После чего обливался холодной водой. (Спросить: есть ли в зале дедушки, которые обливаются холодной водой и как они закаливают своих внуков). Конечно, все закаливающие процедуры проводятся гибко с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Интенсивность закаливающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда с щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. ( О пагубных привычках: вреде алкоголя и курения). Личный пример — прежде всего.

Наиболее эффективным видом закаливания является естественное закаливание. Ежедневные прогулки детей необходимы для детей дошкольного возраста, так как потребность растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает таковую у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и в крови возрастает количество эритроцитов и гемоглобина. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. О благотворном воздействии прогулок  на свежем воздухе писал  А.С.Пушкин

Уважаемые папы и мамы!

Если Ваши дети Вам дороги, если Вы хотите видеть их счастливыми, помогите им сохранить свое здоровье. Постарайтесь сделать так, чтобы в Вашей семье занятия физкультурой и спортом и стали неотъемлемой частью совместного досуга.

- С раннего детства воспитывайте у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом!

- Уважайте спортивные интересы и пристрастия своего ребенка!

- Поддерживайте желание участвовать в спортивных мероприятиях класса и школы!

- Участвуйте в спортивных мероприятиях детских садов, класса и школы, это способствует укреплению вашего авторитета в глазах собственного ребенка!

- Воспитывайте в своих детях уважение к людям, занимающимся спортом!

- Рассказывайте о своих спортивных достижениях в детстве и юности!

- Дарите своим детям спортивный инвентарь и снаряжение!

- Демонстрируйте свой пример занятий физкультурой и спортом!

- Совершайте со своим ребенком прогулки на свежем воздухе всей семьей, походы и экскурсии!

- Радуйтесь успехам в спорте своего ребенка и его друзей!

- На самом видном месте в доме помещайте награды за спортивные достижения своего ребенка!

- Поддерживайте своего ребенка в случае неудач, закаляйте его волю и характер!

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ:

«Сборщик» – собрать пальцами ног носовой платок и перенести его с одного места на другое (можно использовать любые мелкие предметы, листы бумаги).

«Гусеница» – кто быстрее, сидя на гимнастической скамейке, пересечет контрольную линию стопами, подтягивая пятку к носку

«Художник» – сидя на стуле (гимнастической скамейке), захватить между первым и вторым пальцами ног карандаш и нарисовать на листе бумаги «картину»;

«Барабанщик» – сидя, постукивать пальцами стоп по полу.

«Эквилибрист» – сидя, прокатывать теннисный мяч вправо-влево и по кругу областью внутреннего продольного свода правой, затем левой стопы.

«Кораблик» – сидя, перекатывать теннисный мяч между сводами стоп, держа ноги на весу (кто дольше).

«Маляр» – сидя, поглаживать областью внутреннего продольного свода одной стопы по голени другой стопы и др.

Литература:

Боковец, Ю.В. Стройность и красота: содержание работы по обучению, воспитанию и формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.В.Боковец. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 148с.: ил.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(рекомендации для родителей)

Неправильная осанка – это не только функциональное состояние или пагубная привычка, а анатомо-функциональное состояние опорно­двигательного аппарата организма. Одним из факторов риска является низкая силовая выносливость всех мышц, другим – значительная разница в показателях выносливости мышц спины и брюшного пресса. Определенное значение может иметь анатомическая несостоятельность костей стопы, так как ребенок, уставая, меняет опорную конечность и может стоять практически на одной ноге, разгружая другую. Тем самым меняется положение позвоночника и создается асимметрия мышц правой и левой половины тела.

Основным средством профилактики нарушений осанки является физическая культура, которая понимается в широком смысле и включает в себя общий режим, специальный статико-динамический режим, а также гимнастические упражнения. Общий и статико-динамический режимы должны быть обеспечены ребенку дома, а гимнастические упражнения необходимо выполнять, как в домашних условиях, так и в условиях учреждения образования или детской поликлиники под руководством и контролем квалифицированного методиста или врача лечебной физической культуры.

Тесная взаимосвязь нарушений осанки и нарушений остроты зрения позволяет объединить мероприятия по профилактике в единый комплекс.

Основные профилактические мероприятия

Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой. Дети ни в коем случае не должны спать на мягком прогибающемся матраце. Желательно приучить спать ребенка на спине или на боку, но, не свернувшись «калачиком». Сон должен быть не менее 8-10 часов в хорошо проветренном помещении. После обеда ребенок должен лечь отдохнуть час-полтора, для того, чтобы дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.

Рабочее место (место для игр, занятий) ребенка в домашних условиях должно быть правильно организовано, хорошо освещено.

Основные требования, предъявляемые к мебели:

высота стола должна быть такой, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было около 30 см (если поставить руку на локоть, то средний палец должен быть на уровне наружного угла глаза);

высота стула должна быть такой, чтобы между бедром и голенью образовался угол 900;

обязательно иметь опору для спины и стоп, чтобы не вызывать дополнительного мышечного напряжения при занятиях в статическом положении.

Необходимо контролировать рабочую позу ребенка во время письма и чтения, обучения, занятий игровой деятельностью за столом, чередование видов деятельности, процесс приготовления домашних заданий, режим работы за компьютером, использование гаджетов, отдых ребенка.

Следует бороться с неправильными позами, такими, как:

косое положение плечевого пояса при письме;

левая рука свешена со стола;

косое положение таза;

ребенок сидит с ногой, подложенной под ягодицу;

ребенок стоит с опорой на одну и ту же ногу, согнув другую в колене.

Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя носить портфель в одной и той же руке, а лучше купить вместо портфеля ранец или рюкзак. Обязательно контролировать вес портфеля (ранца, рюкзака).

Освободить ослабленного ребенка, имеющего нарушения осанки, от дополнительных занятий, связанных с длительным сидением или асимметричной статической позой.

Обеспечить в семье спокойную доброжелательную обстановку. Неприемлемы неадекватность и жесткость требований, угрозы, наказания, насмешки, особенно по отношению к детям с серьезными проблемами, которые нужно преодолеть.

Обеспечить активный отдых ребенка в свободное время с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

Обеспечить регулярное, разнообразное, физиологически полноценное питание с обязательным присутствием в рационе продуктов, богатых белком (молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, орехи и др.), животных жиров и растительных масел, зерновых продуктов, меда, овощей, ягод и фруктов.

Исключить из рациона ребенка газированные напитки, ограничить сладости, шоколад и какао, употребление которых может явиться причиной дефицита кальция и хрома, нарушения фосфорно-кальциевого

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ (рекомендации для родителей)

С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение и выполняет ряд важных функций: опорную, двигательную, балансировочную. Уплощение свода стопы влияет на положение таза и позвоночника, поэтому плоскостопие, как правило, сопровождается развитием различных типов нарушения осанки. Плоскостопие – деформация стопы, проявляющаяся в снижении ее продольного или поперечного свода. По данным разных авторов, плоскостопие у детей составляет от 20 до 40%. В большинстве случаев эта деформация стопы является приобретенной, так как врожденная плоская стопа является следствием нарушения развития плода и встречается редко.

По анатомическому признаку плоскостопие делится на продольное и поперечное. Факторами развития плоскостопия являются избыточный вес, наследственно-конституциональная предрасположенность, слабость мышечно-связочного аппарата стоп, дисбаланс мышц голени, неправильно подобранная обувь и др.

В начальной стадии заболевания дети жалуются только на усталость в ногах, повышенную утомляемость после продолжительной ходьбы или статической нагрузки. Затем боль усиливается, появляется деформация стоп, удобную обувь становится подобрать все труднее, сильнее стаптывается внутренняя часть каблука, на которую приходится большая нагрузка, стопы отекают.

Наиболее тяжелым видом плоскостопия является плосковальгусная деформация, при которой опора происходит на внутренние свод с отделением переднего отдела стопы. При плосковагульсной стопе отклоняется пятка и передний отдел стоп кнаружи в виде буквы «Х», появляются болевые точки:

на подошве, в центре внутреннего продольного свода;

на тыльной поверхности стопы;

под лодыжками;

в мышцах голени, вследствие их перегрузки;

в коленном и тазобедренном суставах, что связано с нарушением нормальной биомеханики статики и динамики;

в области поясницы.

В целях профилактики плоскостопия необходимо выполнение комплекса мероприятий.

Предохранение детей от хронических, часто и длительно протекающих заболеваний, которые приводят к постельному режиму, а значит, и к ослаблению мышц туловища и конечностей, в том числе стоп. Необходимо правильно организовать режим ребенка с максимальным использованием факторов внешней среды (например, ходьба босиком по неровному грунту, в чередовании с ходьбой по траве, песку (в теплое время года), использование специальных «дорожек здоровья» с разной поверхностью (гладкая и выпуклая), закаливание стоп и др.).

Обучение детей рациональным навыкам ходьбы (правильное распределение площади опоры и центра тяжести).

Обеспечение обувью, отвечающей гигиеническим требованиям. Обувь для детей должна:

соответствовать температуре и времени года, виду деятельности ребенка;

обеспечивать теплоизоляцию и вентиляцию;

обладать эластичностью, не стеснять движения ребенка;

быть достаточно прочной и устойчивой;

соответствовать длине и ширине стопы, иметь хорошую прокладку и достаточное пространство для пальцев;

каблук должен быть не более 2-4 см для равномерного распределения веса тела на передний и задний отделы стопы (длительное ношение обуви на высоком каблуке приводит к изменению угла наклона тела и соответственно к нарушению осанки тела с искривлением позвоночника).

Для правильного функционирования сумочно-связочного аппарата стоп ребенку важно:

не носить мягкую обувь, например, чешки, мягкие сандалии без задника, а также обувь с низким носком;

не носить обувь на босую ногу, оберегать стопы от механических воздействий;

обращать внимание на гигиену стоп, особенно у детей с повышенной потливостью ног. Колготки и носки должны быть из натуральных тканей (шерсти, хлопка), либо с максимальным вложением натуральных волокон, быть гигроскопичными и соответствовать размеру стопы.

Ортопедическая обувь не исправляет деформацию, а улучшает статику ребенка и предотвращает возникновение неправильного фиксированного положения стопы.

Главное в профилактике плоскостопия – хорошо организованный двигательный режим с обязательной ежедневной утренней гимнастикой и закаливанием.

В домашних условиях можно периодически проводить курс профилактики в виде контрастных ножных ванн в течение двух недель. Для этого используются две емкости с горячей (40-450С) и холодной (20-220С) водой. Попеременно погружая на 10 секунд то в горячую, то в холодную воду в течение 10-15 минут, тренируются мышцы и сосуды нижних конечностей.

 

УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОДОЛЬНОГО И ПОПЕРЕЧНОГО ПЛОСКОСТОПИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ИСХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Упражнения в ходьбе:

ходьба на носках;

ходьба на наружном своде стопы;

ходьба «гусиным шагом»;

ходьба на носках в полуприседе;

ходьба с поворотом стоп, пятками наружу, носками внутрь;

ходьба на носках с высоким подниманием бедра;

ходьба скользящим шагом со сгибанием пальцев;

ходьба по ребристой доске;

ходьба по гимнастической палке вдоль и поперек;

ходьба по наклонной плоскости на носках;

ходьба скрестным шагом на наружном крае стопы;

танцевальные шаги на носках и др.

Упражнения из исходного положении стоя:

приподнимание на носках на обеих ногах и попеременно на каждой ноге;

перекат с пятки на носок и обратно;

полуприсед и присед на носках;

полуприсед и присед, пятки врозь, носки вместе;

поднимание пяток, без отрыва от пола пальцев ног и др.

присед, стоя на гимнастической палке;

Упражнения из исходного положении сидя:

сед, ноги параллельно, приподнимание пяток вместе и попеременно;

сидя, тыльное сгибание стоп вместе и попеременно;

сидя, поднимание пятки одной ноги и носка другой;

сидя, захват пальцами ног мелких предметов и их перекладывание;

сед по-турецки;

захватывание пальцами матерчатого коврика;

перебрасывание (прокатывание) друг другу мячей ногами.

Упражнения из исходного положения:

лежа, оттягивание носков;

лежа, стопы на полу, разведение пяток в стороны и обратно;

лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга, отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы;

лежа, круговое движение стоп;

лежа, скольжение стопой по голени другой ноги;

лежа на животе, отжимание от пола, ноги на носках;

лежа на спине, поднимание прямых ног, носки на себя;

лежа, плавание стилем «кроль».

Упражнения для занятий подбираются с учетом возрастных особенностей развития ребенка, содержания образовательной области «Физическая культура» учебной программы дошкольного образования, учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

Кроме этого, полезно летом чаще ходить босиком по песку, воде, мелкому (крупному) гравию, кататься на велосипеде, зимой кататься на лыжах. Рекомендуются занятия плаванием, спортивными играми с мячом, лыжным спортом.

Необходимо уделять внимание закаливанию и общему двигательному режиму, воспитывать навыки правильной осанки и правильного положения стоп при ходьбе и статических нагрузках.